(495) 784-43-37 (495) 784-46-90 (495) 784-42-14

ООО СтройИнСталь
Поставки металлопроката
и стройматериалов

Стабильность и качество

ИдеиМеталлургияСтроительствоСтройматериалы
Новости компании

Компания СТРОЙИНСТАЛЬ увеличивает поставки металлопроката в страны СНГ уже с 12.04.2011г.

26.08.2020Профкомплект закупил линию продольно-поперечной резки
Компания Профкомплект (Санкт-Петербург) приобрела линию продольно-поперечной резки. Предыдущая подобная линия была утрачена в связи с пожаром в мае т.г. Однако клиенты, которых компания обслуживает уже более восьми лет, как резчики рулонного металлопроката, высказали пожелания о возврате удобной услуги перемотки рулонов, отмотки с резкой, деления на 625 мм штрипс и т. д...
26.08.2020БМК-Калининград: Металлообработка бьет рекорды
Внутренние показатели отдела металлообработки Балтийской металлургической компании постоянно растут, как растет спрос на токарно-фрезерные, сварочные и сверловочные работы. Действительно, обработать имеющийся металл, приспособить его к возникшим индивидуальным потребностям гораздо проще, чем довольствоваться готовыми стандартными решениями...
26.08.2020Брок-Инвест-Сервис открыл офис продаж в Липецке
Брок-Инвест-Сервис в рамках развития регионального направления бизнеса в августе 2011 г. открыл новый офис продаж в Липецке...
26.08.2020УралСибМет приглашает на 2-й Кубок по мини-футболу
3 сентября 2011 года ТПК УралСибМет в Иркутске проведет 2-й ежегодный турнир по мини-футболу на кубок компании...
26.08.2020"Силовые машины" отгрузили вторую партию оборудования для Саяно-Шушенской ГЭС
ОАО "Силовые машины" осуществило отгрузку второй партии крупногабаритного оборудования, предназначенного для восстановления Саяно-Шушенской ГЭС.
Тяжеловесные узлы для гидроагрегатов СШГЭС были погружены на судно класса "река - море" на причале на Свердловской набережной в Санкт-Петербурге...


Реле пускозащитное холодильника стинол


Правила ремонта реле для холодильника Стинол

На сегодняшний день холодильники Стинол являются одними из самых популярных среди моделей, имеющихся на отечественном рынке. Несмотря на принадлежность к итальянской компании Индезит производство бытовых приборов Стинол 101 происходит на заводе, который находится в Липецке.

Он появился в 1988 году, с его контейнера в то время сходило всего 7 разных моделей холодильников. Постепенно объем производимой продукции вырос, существенно расширился модельный ряд, а бренд завоевал признание среди населения.

Особенности холодильников Стинол

 Те, кто уже приобрел бытовое оборудование для охлаждения продуктов питания от фирмы Стинол, отмечают их следующие свойства:

  1. Надежность.
  2. Длительность эксплуатации.
  3. Множество вариантов цветового оформления.
  4. Наличие антикоррозионного слоя.
  5. Обширный модельный ряд.
  6. Внушительный объем холодильной камеры.
  7. Экономное использование пространства.
  8. Прочность исходных материалов.
  9. Внедрение автоматической системы оттаивания (Ноу Фрост или капельной).
  10. Соответствие международным стандартам качества.

реле для холодильника Стинол

Ко всем этим положительным моментам можно добавить приемлемую стоимость. Ввиду используемых технологий уход за холодильниками Стинол довольно необременителен. Размораживать их нужно не чаще, чем один раз в полгода. В остальное время данная процедура осуществляется в автоматическом режиме.

Полочки можно вынимать и очищать от загрязнений с помощью посудомоечной машины. Они изготовлены из ударопрочного стекла и обрамлены металлической окантовкой. В результате в холодильник Стинол реально ставить блюда, требующие много места. Удобные ручки, не относящиеся к утопленному типу, позволяют без проблем открыть бытовой прибор даже с занятыми руками.

Где расположены реле

Необходимо отметить, что данные агрегаты относятся к классу А или АА, что означает их низкое энергопотребление. Холодильники Стинол функционируют в тихом режиме, повышение шумового эффекта – показатель неисправности. В случае перебоев с электричеством они способны выдержать нагрузку и сохранить низкую температуру в холодильной и морозильной камере Стинол долгий период.

Устройство агрегата Стинол

Работа холодильника начинается с его включения в сеть. Посредством пускового реле компрессора холодильника Стинол происходит запуск мотора-компрессора, который вызывает поступление хладагента в конденсатор. Это обуславливается взаимодействием трубопроводов высасывающего и нагнетательного типа.

Устройство агрегата Стинол

После хладагент переходит к фильтру, осушителю, испарителям и капиллярной трубки. Далее перегоняемое вещество меняет свое агрегатное состояние, из жидкости превращаясь в пар. Потом все повторяется заново. Температурный режим регулируется с помощью терморегулятора. Подключение к электропитанию фиксируется индикатором, который выдает рабочий режим посредством зеленого цвета. Пример на фото.

Диагностика неисправностей пускового реле

  Несмотря на то, что производитель делает все возможное для долгосрочной эксплуатации холодильников Стимол, с течением времени они все равно выходят из строя. Часто страдает пусковое (тепловое) реле. Причин для этого множество, а выявить их поможет только диагностика. Самостоятельно ее проводить следует лишь при наличии опыта подобных работ. При его отсутствии необходимо обратиться к профессиональному мастеру.

Проверка реле

Диагностирование осуществляют следующим образом:

  1. Осматривают все основные элементы (контакты, шток, катушку с сердечником, крепление с компрессором) на определение мест поражения. Проблемы с работой пускового реле могут возникнуть из-за воздействия влаги, высоких температур и повреждений механического характера.
  2. Проверяют все стыки и крепления автоматической системы.
  3. Измеряют температуру в стратегически важных местах (задняя стенка холодильной установки Стинол, морозильная камера).
  4. Фиксируют значение мощности.

Диагностика работоспособности

Полученные данные становятся основанием для определения точной причины. Выявление дефектной детали является первым этапом решения возникшей проблемы. Грамотный подход позволяет быстро вернуть холодильник Стинол в рабочий режим. Если это невозможно, то остается провести замену поврежденного пускозащитного реле холодильника Стинол на новое.

Ремонт пускового (пускозащитного) реле

 Подозревать тепловое реле холодильника Стинол при возникновении проблем с бытовым прибором следует при таких ситуациях:

  1. Отсутствие реакции на включение холодильной установки Стинол 103. Если пускозащитное тепловое устройство в порядке, то причину нужно искать в цепи подачи электропитания или в термостате;
  2. Затруднения с запуском компрессора. Он либо вообще не включается, либо включается и через несколько секунд выходит из рабочего режима;
  3. Шумная работа мотора. Тепловое реле периодически включается из-за проблем с компрессором. В результате оно быстрее изнашивается и выходит из строя;
  4. Слишком низкая температура в морозильной камере холодильника Стинол. К дополнительным симптомам можно отнести недостаточность регулировки посредством терморегулятора, шум при работе компрессора и теплового реле, повышенный расход электричества. Причина этого явления в залипании контактов пускового или пускозащитного реле. При игнорировании проблемы возможно серьезное повреждение мотора-компрессора и его последующая замена;
  5. Короткий цикл функционирования бытового прибора Стинол 103. К признакам неисправности относят слабое обмерзание морозильной камеры Стинол, частое выключение мотора, неполадки с конденсатом, выход терморегулятора из строя.

В подобных ситуациях необходимо получить доступ непосредственно к пусковому (пускозащитному) реле. Для этого:

  1. Отключаем холодильник Стинол 101 от электрической сети.
  2. Ищем тепловое реле, оно находится около мотора-компрессора.
  3. Разжимаем скобу, сделать это можно посредством отвертки.
  4. Отключаем пускозащитный механизм от мотора.
  5. Разбираем корпус пускового реле для компрессора холодильника Стинол:
  • отделяем болт;
  • освобождаем крышку.
  1. Проводим визуальный осмотр конструкции.
  2. Отделяем контакты, проводим их очищение спиртовой салфеткой и наждачкой.
  3. Вынимаем шток, осматриваем его, зачищаем поврежденные места.
  4. Проверяем состояние катушки, сердечника и пружины.

Если явных повреждений не видно (гнезда не обгорели, корпус чист, а вольфрамовая пружина не ослаблена), остается собрать пусковое реле для холодильника Стинол обратно, вставить его на место и подключить бытовой прибор к электричеству. Если он на протяжении получаса работает без перебоев и лишнего шума – значит неполадка устранена. Противоположный результат является основанием для вызова профессионального мастера и (или) замены пускозащитного реле.

Пусковое реле для холодильника: частые поломки и способы ремонта пускозащитного реле

Самым необходимым прибором, как в квартире, так и в частном доме, является холодильник. И с этим утверждением сложно не согласиться, не так ли? Сложно найти жилище, где него нет. Как и любые приборы, холодильники могут ломаться. Но бывают ситуации, когда поломку можно диагностировать самостоятельно.

Практически все бытовое холодильное оборудование снабжено однофазным двигателем. Для его старта приходится использовать пусковое устройство. Если эта простая, но важная деталь выходит из строя, то компрессор перестанет запускаться. Но, зная принципы работы прибора, можно определить проблему и ее исправить.

В этой статье речь пойдет о том, как работает пусковое реле для холодильника и о признаках его неисправности. Мы расскажем, как установить неполадки в работе холодильного оборудования. Представленные нами видеоролики помогут понять принцип работы пускового устройства, а также в случае необходимости выявить его неисправность.

Запуск однофазного асинхронного электродвигателя

По своей сути моторы компрессоров, установленных в современные холодильники, представляют собой однофазные асинхронные электродвигатели с пусковой обмоткой. Их основными компонентами являются вращающийся ротор и стационарный статор.

Ротор представляет собой полый цилиндр, выполненный из токопроводящего материала или содержащий короткозамкнутую проводку.

Статор включает две обмотки: рабочую (основную) и пусковую (стартовую). Они взаиморасположены под углом 90 градусов, либо имеют противоположное направление намотки – так называемый “бифиляр”. Переменный ток, проходя по основной обмотке, создает магнитное поле с изменяющимся вектором.

Пульсирующее поле можно разложить на два, вращающихся с одинаковым периодом, но в противоположных направлениях. Так легче понять физическую сущность процесса воздействия на ротор

Если ротор не статичен, то по закону электромагнитной индукции двигатель будет развивать или тормозить вращающий момент, так как скольжение относительно прямо- и обратнонаправленного магнитного потока отличается. Поэтому для поддержания движения достаточно переменного тока, проходящего по рабочей обмотке.

Если ротор неподвижен, то при одинаковом скольжении относительно магнитных потоков результирующий электромагнитный момент будет равен нулю. В этом случае необходимо создать пусковой момент. Для этого и нужна стартовая обмотка.

Токи в обмотках должны быть сдвинуты по фазе, поэтому в двигатель внедряют фазосмещающий элемент – регистр, дроссель или конденсатор. После достижения ротором необходимого вращения, подача электричества на стартовую обмотку прекращается.

Таким образом, для старта однофазного асинхронного электродвигателя необходимо прохождение тока по двум обмоткам, а для поддержания вращения ротора – только по рабочей. Для регулирования этого процесса в цепи перед компрессором холодильника и устанавливают пусковое реле.

Реле располагают близко от компрессора и таким образом, чтобы его можно было легко снять. Именно с проверки этого узла начинают, когда двигатель работает проблемно

Принцип работы пускового реле

Несмотря на большое количество запатентованных продуктов от различных производителей, схемы работы холодильников и принципы действия пусковых реле практически одинаковы. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.

Схема устройства и подключение к компрессору

Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую.

Другой вход (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:

  • первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
  • второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.

Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов. Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.

Электрическая схема пускозащитного реле может иметь незначительные модификации в зависимости от производителя. На рисунке приведена схема подключения этого устройства в холодильнике Орск

Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор холодильника для понимания расположения проходных контактов.

Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:

  • “S” – пусковая обмотка;
  • “R” – рабочая обмотка;
  • “C” – общий выход.

Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.

Замыкание контактов посредством индукционной катушки

Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.

В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток. В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.

При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается. Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.

На крышке реле с индукционной катушкой есть стрелка “верх”, которая указывает правильное положение устройства в пространстве. Если его разместить по-другому, то не произойдет размыкание контактов под действием силы тяжести

Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.

Регулирование подачи тока позистором

Выпускаемые для современных холодильников реле часто используют позистор – разновидность теплового резистора. Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – сопротивление резко увеличивается и происходит размыкание цепи.

В пусковом реле позистор интегрирован в цепь, ведущую к стартовой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента незначительное, поэтому при начале работы компрессора ток проходит беспрепятственно.

По причине наличия сопротивления позистор постепенно нагревается и по достижению определенной температуры происходит размыкание цепи. Остывает он только после прекращения подачи тока на компрессор и снова срабатывает на пропуск при повторном включении двигателя.

Позистор имеет форму низкого цилиндра, поэтому профессиональные электрики его часто называют “таблеткой”

Реализация защиты токового типа

Асинхронный мотор представляет собой сложный электрический прибор, который подвержен поломкам. Если произойдет короткое замыкание, то сработает автоматический выключатель, установленный в распределительном щите.

При отказе вентилятора, который охлаждает обмотку и механические подвижные элементы, среагирует встроенная тепловая защита компрессора.

Внутренняя тепловая защита электродвигателя основана на позисторах. Она реагирует на общее изменение температуры внутри устройства, которое может иметь как внутренние, так и внешние причины

Однако может возникнуть ситуация, когда мотор длительное время (более 1 секунды) начинает потреблять ток больше номинального в 2-5 раз. Чаще всего это происходит при незапланированной нагрузке на валу, возникающей из-за заклинивания двигателя.

Сила тока возрастает, однако не достигает значений короткого замыкания, поэтому подобранный по нагрузке автомат не сработает. Причин отключения у тепловой защиты тоже нет, так как температура за такой короткий промежуток времени не изменится.

Единственный способ оперативно среагировать на возникшую ситуацию и избежать оплавления рабочей обмотки – срабатывание токовой защиты, которая может быть установлена в разных местах:

  • внутри компрессора;
  • в отдельном токозащитном реле;
  • внутри пускового реле.

Устройство, сочетающее функции включения пусковой обмотки и токовой защиты двигателя называют пускозащитным реле. Большинство компрессоров холодильников комплектуют именно таким механизмом.

Действие токовой защиты основано на трех принципах:

  • при увеличении силы тока возрастает сопротивление, что приводит к нагреву токопроводящего материала;
  • под действием температуры происходит расширение металла;
  • термический коэффициент расширения для разных металлов отличается.

Поэтому используют биметаллическую пластину, которая сварена из металлических листов с отличающимися коэффициентами расширения. Такая пластина изгибается при нагреве. Один ее конец фиксируют, а второй, отклоняясь, размыкает контакт.

Для нагрева биметаллического размыкателя обычно располагают рядом спираль, через которую проходит электричество. Хотя иногда реализуют “прямой” вариант в виде токопроводящей пластины

Пластина рассчитана на температурное реагирование при прохождении тока определенной силы. Поэтому при замене пускозащитного реле необходимо проверить его совместимость с установленной моделью компрессора.

Выявление возможных неисправностей

Учитывая незначительное количество элементов реле, можно последовательно проверить их на работоспособность. Для этого понадобится плоская отвертка и мультиметр.

№ 1 — неполадки при работе реле

С конструктивных позиций, реле с катушкой является устройством с нормально разомкнутыми контактами, а позисторный вариант – с нормально замкнутыми контактами. Хотя и в том и в другом случае возможны варианты, когда при старте будет отсутствовать подача тока на пусковую обмотку или, наоборот, не сработает ее отключение.

Если компрессор исправен, но не включается по команде, поданной с блока управления холодильником, то это сигнализирует об отсутствие напряжения на пусковой обмотке статора.

Причиной этого может быть:

  • разрыв электрической цепи;
  • проблема контактной планки;
  • перегрев позистора;
  • срабатывание системы электрической защиты и ее невозврат в нормальное положение.

Если холодильник включается на 5-20 секунд, а потом отключается, то чаще всего это является следствием срабатывания защитного механизма реле.

Причины могут быть следующие:

  • защитный механизм исправен, а срабатывание происходит по причине проблем в рабочей обмотке двигателя;
  • защитный механизм исправен, но в реле не происходит размыкание контактов в цепи стартовой обмотки;
  • защитный механизм неисправен, происходит ложное срабатывание при незначительном нагреве.

Так как причин неисправности может быть несколько, то необходимо провести полную диагностику пускозащитного реле холодильника.

Стоимость пускозащитных реле на такие марки как Атлант или Бирюса не превышает 500 рублей. Если быстро приобрести и установить новое рабочее устройство, то холодильник даже не успеет разморозиться

№2 — неисправности контактов электроцепи

Неисправность пускозащитного реле можно выявить с помощью мультиметра.

Для этого необходимо прозвонить три участка электрической цепи:

  1. Если на участке от входа до выхода на рабочую обмотку есть обрыв, то необходимо проверить место размыкания контактов защитным механизмом. Возможно, что он сработал и не вернулся в исходное состояние или окислились размыкаемые контакты.
  2. Если нет контакта на участке от входа до выхода на пусковую обмотку, то помимо банального разрыва токопроводящей жилы возможны два варианта: размыкание цепи защитным механизмом или отсутствие контакта через планку.
  3. Обрыв на прямом (нулевом) участке означает механическое повреждение цепи – его легче всего найти и исправить.

Если работа реле основана на использовании индукционной катушки, то необходимо принудительно поднять планку – иначе контакта не будет.

Используя мультиметр несложно обнаружить неисправные контакты путем их прозвона через сопротивление. Важно не торопиться и выполнять проверку поочередно на каждом участке цепи

№3 — некорректная работа позистора

Чтобы убедиться в том, что позистор работает исправно, необходимо проверить его в холодном и нагретом состоянии.

В первую очередь надо подождать, когда позистор остынет (достаточно 2-3 минуты в неработающем состоянии) и прозвонить его с помощью мультиметра. В случае отсутствия тока или регистрации большого сопротивления, позистор неисправен и его нужно заменить.

Если устройство исправно работает, то при его проверке в холодном состоянии мультиметр должен показать наличие незначительного сопротивления

Для проверки способности разъединения, нужно подключить к позистору потребителя электроэнергии, например, стоваттную лампу накаливания. Для этого нужна электрическая вилка с двумя клеммами, которые подсоединяют на вход в устройство. Провода от лампы подсоединяют к разъемам, ведущим на ноль и пусковую обмотку.

При включении вилки в розетку лампочка загорится. Так как номинал проходящего тока в эксперименте значительно меньше, чем при пуске компрессора, то позистор будет долго нагреваться – для стоваттной лампы время реагирования составит 20-40 секунд.

Если через некоторое время лампочка погаснет, то устройство исправно. Если потребитель не будет обесточен, то это означает, что позистор нерабочий. В домашних условиях его ремонт невозможен, стоит он недорого, поэтому необходимо приобрести аналогичный по параметрам элемент.

№4 — проблемы с контактной планкой

Существует два типа проблем с контактной планкой:

  • не происходит пропуск тока при замыкании контактов;
  • планка залипает и не опускается.

Первая проблема может возникнуть по причине окисления контактов. В этом случае необходимо их зачистить наждачной бумагой. Также причиной может быть искривление положения планки, тогда необходимо установить ее горизонтально.

Чтобы прочистить контакты и удалить грязь или следы окисления можно воспользоваться мелкой наждачной бумагой насадив ее на иголку или тонкое гибкое шило

Более сложная проблема – место сочленения планки и штыря, на который воздействует магнитное поле соленоида. Решение проблемы здесь индивидуальное и зависит от типа неисправности.

Залипание планки выражается в том, что она не отходит вместе с сердечником. Для этого необходимо почистить контакты, чтобы удалить клеящее вещество и сделать их гладкими.

№5 — нештатное срабатывание токовой защиты

Если при прозвоне обнаруживается отсутствие контакта от входа до обеих обмоток, то, скорее всего, обрыв произошел в зоне защиты.

В большинстве случаев это или отход контакта, который размыкает биметаллическая пластина, или повреждение в районе нагревающей спирали.

Биметаллическую пластину и нагревающую ее спираль нельзя изгибать, смещать или проводить с ними иные действия, которые вызовут изменение настроенного режима срабатывания

Если исправить повреждение иначе не удается, то придется приобретать новое реле.

Выводы и полезное видео по теме

Видео #1. Обзор принципа действия, типов и основных неисправностей пускозащитного реле:

Видео #2. Признаки поломок распространенного пускового реле РКТ. Подключение внешнего конденсатора для компенсации нестабильного напряжения:

Видео #3. Прозвон двигателя и реле. Ремонт катушки:

Несложная конструкция пускового реле позволяет самостоятельно находить неисправности и легко устранять их. Для этого не нужны глубокие знания в электрике или специальный инструмент.

Однако необходимо соблюдать пунктуальность, так как от качества проведенных работ зависит функциональность дорогостоящего оборудования.

Хотите рассказать о том, как подбирали пусковое реле для восстановления работоспособности холодильного агрегата? Располагаете полезными сведениями по теме статьи, которыми стоит поделиться с посетителями сайта? Пишите, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке, размещайте фотоснимки, задавайте вопросы.

Руководство по замене пускозащитного реле холодильника

Пускозащитное реле внедряется в схему холодильника Атлант (Стинол, Бирюса, Индезит) для включения/отключения электропитания, передающегося на дополнительную обмотку компрессора для запуска двигателя. Как только электричество доходит до этой цели его потребление возрастает в несколько раз, так как холодильная установка начинает функционировать.

Эффективность процесса обуславливается прохождением электрического тока через катушку пускозащитного реле. В результате замыкаются контакты пусковой обмотки процессора, которые возвращаются в первоначальное положение только резкого снижения тока.

Пускозащитное реле

Пускозащитное реле играет две важные функции. Во-первых, защищает электродвигатель агрегата от перегрева. Во-вторых, регулирует количество оборотов мотора. Если они превышают допустимый предел (75%), то происходит остановка, посредством которой холодильник предохраняется от перенапряжения.

Данная деталь состоит из пусковой обмотки, якоря, двух контактов и катушки (соленоида). Пускозащитное реле имеет несколько разновидностей. Подбирать подходящий элемент следует, исходя из модели холодильника (Стинол, Бирюса, Атлант, Индезит) и его технических показателей.

Принцип действия

Холодильная установка начинает работать от подключения к электричеству. Ток короткого замыкания вызывает разгон мотора благодаря перемещению по обмотке электродвигателя, катушки пускового реле и цепи, входящей в схему защитного.

Работа компрессора будет бесперебойной до тех пор, пока цепь остается замкнутой, а пластинка теплового реле не перегревается, вызывая размыкание контактов. Поэтому преувеличить важность пускозащитного реле в функционировании холодильника невозможно.

Наиболее частые причины поломок

Для того, чтобы понять, почему пускозащитное реле вышло из строя, необходимо знать к какой разновидности оно относится. Поэтому следует ознакомиться со схемой. Если реле полупроводниковое, то проблема может быть в таблетке (происходит обрыв цикла при запуске компрессора) или той части механизма, что отвечает за защиту от перегрева (определение невозможно без использования тестера).

Мотор-компрессор в холодильнике

Пускозащитное реле, относящееся к катушечному типу, часто страдает от обрыва соленоида (проверяется тестером), неполадок в защитном механизме и проблем с пусковым толкателем (холодильник попросту не включается).

Диагностика проводится следующим образом:

  1. Проверяем контакты. Причина «недомогания» холодильника может быть вызвана их загрязненностью или процессом окисления. Избавиться от данных симптомов поможет наждачная бумага.
  2. Осматриваем шток. Для этого необходимо поднять пластинку, на которой расположены контакты. Чтобы деталь успевала за определенный период времени ее нужно обработать антикоррозионным составом. Он уничтожит загрязнения и ржавчину, что позволит штоку двигаться плавно и с необходимой скоростью.
  3. Проверить вспомогательную обмотку компрессора.  Пускозащитное реле снимается, а контакты электродвигателя тестируют парами.
  4. Анализируем состояние реле в целом. Сделать это реально, используя тестер. Если даже в этом случае нарушения найдены не будут, то скорее всего холодильник перестал работать из-за термостата.

Существует простой способ определения области поражения. В тот момент, когда агрегат перешел в стадию покоя его следует отключить от сети. Далее необходимо поработать с температурным реле, его контакты нужно разъединить посредством перемычки. После надо включить холодильник. Если он функционирует, проблема локализуется в температурном датчике, а если нет, то в пускозащитном реле.

Пусковое реле в холодильнике

Замена этой детали в полном объеме требуется не всегда. Иногда достаточно очистить поверхность ее составляющих от пыли и коррозии, в крайнем случае можно использовать наждачную бумагу. Если после холодильник не заработает, то придется покупать новое пускозащитное реле. При наличии на корпусе реле и гнездах, через которые проводится ток, следов подгорания замена пускозащитного механизма – единственный выход из ситуации. Далее все будет зависеть только от правильного выбора и грамотной установки сменной детали от Danfoss.

Демонтаж пускозащитного реле

Этот процесс начинается с отключения холодильника Стинол (Бирюса, Атлант, Индезит) от сети. В противном случае существует риск получить удар током. Профессионалы советуют перед началом работ отметить провода и места их присоединения одинаковыми метками. Это поможет не запутаться при сборке.

Пусковое реле

Далее необходимо следовать инструкции:

  1. Контакты пускозащитного реле холодильника Атлант (Стинол 101) освобождаются от проводов (их концы нужно аккуратно отсоединить).
  2. Отделяется скоба, посредством которой происходит крепление реле к компрессору.
  3. Изношенный механизм извлекается плавными движениями.
  4. На его место устанавливается новое пускозащитное реле от Danfoss или другой фирмы.
  5. Вновь крепится скоба, и выводные провода возвращаются к обозначенным клеммам.

Во время демонтажа холодильника Стинол 101 необходимо руководствоваться схемой. Все описанные этапы изображены на фото.

Схема подключения реле

Самостоятельная починка пускозащитного реле

Устранить нарушения в работе холодильника несложно, если имеются соответствующие навыки и понятие о том, как работает агрегат. Но непосредственно ремонт – это последний пункт плана. Ему должна предшествовать точная диагностика проблемы и подбор пускозащитного реле, подходящего по всем параметрам.

Сложность в том, что сегодня на рынке бытовой техники присутствует множество моделей. Конструкция каждой из них имеет свои особенности, это обусловлено повышенной функциональностью, которая порой отрицательно влияет на производительность и долговечность.

Починка пускового реле

А детали, в частности, пускозащитное реле компрессора, не универсальны. Найти элемент, полностью соответствующий вашему холодильнику Атлант, трудно, если ни разу не сталкивался с ремонтом подобных агрегатов или не разбираешься в их устройстве.

Если будет допущена хоть одна неточность, то шансы на успешное завершение ремонта не очень велики. Результат может быть даже плачевным, ведь холодильник из-за неправильно проведенной установки (даже если она идет по схеме) часто выходит из эксплуатации навсегда.

Поэтому не стоит рисковать. Экономия на услугах мастера не перекроет стоимости нового холодильника. Профессионал же без проблем и за приемлемую плату починит данный бытовой прибор, и он прослужит еще долгие годы.

Замена реле в холодильниках разных производителей: как снять и заменить реле - пошаговая инструкция

Пускозащитные реле служат для облегчения пуска электродвигателя компрессора холодильника. Они также выполняют функцию защиты мотора от перегрева, периодически отключая его. Как и другие детали и узлы холодильника, они могут выходить из строя. Домашний мастер может самостоятельно определить неисправность и заменить такую деталь.

Причины выхода из строя реле холодильника

Такие узлы, как мотор-компрессор и испаритель лучше не пытаться ремонтировать самостоятельно. Если вы разбираетесь в электротехнике, можно попробовать сэкономить деньги и время на обращение в сервисный центр и провести замену пускозащитного реле вашего холодильника самостоятельно.

Реле – достаточно несложное устройство, и причин его выхода из строя немного:

  • Заклинивание подвижной контактной группы. В этом случае контакты не замыкают цепь. Или, наоборот, не размыкают ее.
  • Выход из строя (перегорание) нагревающей обмотки
  • Потеря упругости биметаллической пластины.

Внешне неисправность устройства проявляется следующим образом:

  • Двигатель компрессора не запускается.
  • Двигатель работает некоторое время, обычно не более 10 мин., а потом останавливается.
  • Двигатель начинает работать, но не отключается, хотя заданная температура в морозильной камере и в холодильнике уже достигнута.

Чтобы определить, что вышло из строя именно реле, рекомендуют отключить от него клеммы и подключить их напрямую к двигателю. Если он заработал – дело было в реле.

Другой способ диагностики – подключить заведомо исправное устройство. Если двигатель заработал нормально, с периодическими отключениями через 10-20 минут, то исправное устройство можно просто оставить на своем месте. Стоимость детали для наиболее распространенных марок находится в пределах 500-1000 рублей.

Сходные признаки наблюдаются и в случае утечки хладоносителя, что затрудняет диагностику.

Перед тем, как начинать снимать устройство с холодильника, стоит проверить еще несколько моментов.

  • Видны следы обгорания или оплавления проводов и разъемов. Такое устройство подлежит безусловной замене.
  • Ослабло крепление устройства. В этом случае подвижные контактные группы может заклинивать. При этом мотор начинает вибрировать. Следует подтянуть или заменить элементы крепления.
  • Разболтались разъемы. Контакты следует зачистить и поджать.

Если в ходе самостоятельно диагностики и ремонта достичь успеха не удалось – не следует пытаться разбирать узлы холодильника, особенно мотор-компрессор. Лучше обратиться в сервисный центр.

Виды пускозащитных реле

Несмотря на многообразие внешнего исполнения, в современных холодильниках применяются два основных вида пускозащитных реле:

  • Токовые. Срабатывают по достижении определенной величины протекающего тока. Нормально работающий мотор потребляет заданный ток. При перегреве мотора потребляемый ток резко возрастает, прибор срабатывает и разрывает цепь, отключая двигатель. После остывания мотора устройство возобновляет его работу.
  • Токово-тепловые. Срабатывают как по достижении значения тока, так и по достижении заданной температуры. Пока двигатель потребляет нормальный ток, спираль, через которую он проходит, подвержена небольшому нагреву и не оказывает воздействия на биметаллическую пластину. Чем выше проходящий ток, тем больше нагревается спираль. Она нагревает чувствительную пластину, та меняет свою форму настолько, что это приводит к размыканию контактов, через которые запитан электродвигатель.

Внешний вид различных моделей

В токово-тепловых приборах рост температуры приводит к изменению формы биметаллической пластины. Она сварена из двух пластин, металлы которых имеют различный коэффициент теплового расширения. Биметаллическая пластина при нагреве изгибается и размыкает контактную группу, отключая электродвигатель. После того, как двигатель остыл, пластина возвращается к исходной форме и замыкает контактные группы, снова запуская двигатель. Кроме схемы тепловой защиты, двигатель включается и отключается также термостатом.

Пластина нагревается различными способами:

  • прямой – нагрев осуществляется протекающим током;
  • косвенный – используется отдельный спиралевидный нагреватель.

Пускозащитное устройство также выполняет функцию запуска электродвигателя. Для этого на короткое время на обмотку двигателя подается большой пусковой ток, а после того, как ротор стронется с места и начнет свое вращение, ток уменьшается до рабочих значений.

Внешне устройство выглядит как небольшая коробочка, закрепленная на кожухе компрессора.

Внешний вид индукционного реле

Устройства могут иметь:

  • Два контакта – фаза 220 вольт и Земля. Применяется на синхронных электромоторах.
  • Три контакта: пусковая обмотка, рабочая обмотка и Земля. Такие конструкции используются на асинхронных электродвигателях.

Контакты различают по цвету проходящих к ним кабелей.

Индукционные реле типа ДХР закреплены на раме холодильника и предназначены для управления мотор-компрессорами типа ДХМ. Для повышения скорости срабатывания и отключения двигателя рядом с пластиной размещен сильный постоянный магнит. Когда пластина, искривляясь под действием тепла, попадает в зону притяжения магнита, он притягивает ее, ускоряя срабатывание. Притяжение магнита дает также дополнительное время для остывания перегретого мотора. Остывшая пластина преодолевает притяжение магнита и замыкает контакты.

Реле типа РТП отличается меньшим током срабатывания и меньшими габаритами. Оно не требует закрепления на раме и монтируется непосредственно на проводах.

Проверить исправность пускозащитного реле можно омметром, мультиметром или другим доступным измерительным прибором. У исправного прибора нулевое сопротивление между контактами. Если же сопротивление бесконечное – устройство неисправно и его надо поменять.

Пускозащитное устройство работает в единой электрической схеме с терморегулятором.

Электрическая схема

В руководстве пользователя холодильника указано, какие приборы могут использоваться для каждой конкретной модели. Это позволяет выбрать подходящее устройство для замены, если точно такие же, как вышли из строя, будут недоступны.

Как снять реле с холодильника

Перед тем, как начинать любые ремонтные работы, следует убедиться в том, что холодильник отключен от сети и вилка вынута из розетки. Несоблюдение этого правила может привести к тяжелому поражению электрическим током.

Реле типа РТП снимаются путем простого отсоединения контактов. Если холодильник не новый, контакты могут окислиться и «прикипеть» в этом случае следует подцепить их в разъеме тонкой плоской отверткой, пошатать, а потом понемногу сдвигать разъем до полного выхода контактной пластины.

Чтобы снять деталь с холодильника, следует вначале определить способ его установки. Используются следующие способы:

  • на винтах;
  • на заклепках;
  • на защелках.

Сначала отсоединяются разъемы. Далее отвинчиваются крепящие реле винты. Если прибор закреплен заклепками, их следует аккуратно высверлить на небольших оборотах дрели или шуруповерта. Эксперты рекомендуют закрепить новое устройство на винтах.

Важно! Сразу после отсоединения контактов промаркируйте провода. Это особенно важно на старых холодильниках, где провода могут потемнеть от времени или изменить свой цвет.

Защелки отжимают плоскими отвертка до высвобождения реле. При этом необходимо соблюдать осторожность, особенно на старых холодильниках, поскольку со временем пластик защелок становится хрупким.

Как заменить реле в холодильнике (порядок замены в разных моделях)

Норд, Аристон, Индезит, Стинол

Холодильники этих марок обладают сходной конструкцией. Замену лучше проводить в следующем порядке:

  • выключить вилку из розетки;
  • открутить винт, крепящий шланг к задней панели;
  • вывинтить шурупы, крепящие заднюю панель мотора;

Демонтаж Норд, Аристон, Индезит, Стинол

  • снять панель и отодвинуть ее;
  • пассатижами или острогубцами отжать защелки реле;

Отжатие защелок

  • снять неисправную деталь;
  • отсоединить контакты и промаркировать провода.

Отсоединение контактов

Далее следует взять исправное устройство и установить, соблюдая обратный порядок действий.

Атлант и Минск

Эти популярные марки выпускаются на одном заводе и обладают сходным устройством.

Чтобы снять реле на холодильниках марок Атлант или Минск, следует:

  • Убедиться в том, что устройство отключено от электрической сети.
  • Аккуратно снять проволочный зажим, удерживающий реле.
  • Снять контакты
  • Промаркировать провода. Это поможет не перепутать их при сборке, особенно на старых холодильниках с потемневшими или изменившими цвет проводами.
  • Отвинтить винты, крепящие реле к корпусу мотора – компрессора.
  • Снять устройство, отжав проволочный зажим.

Демонтаж Атлант, Минск

Исправное реле монтируют в таком порядке:

  • Установить устройство на корпус мотора – компрессора.
  • Привинтить его, надежно закрепив скобу.
  • Присоединить провода в соответствии с выполненной при демонтаже маркировкой.
  • Вернуть на место проволочный зажим.

Liebherr

Холодильники этой марки отличаются высокой надежностью, но, тем не менее, выход пускозащитного реле из строя также случается. Типичные причины неисправности:

  • перегрев спирали;
  • потеря гибкости биметаллической пластины;
  • заклинивание контактной группы.

Ввиду высокой стоимости комплектующих, можно попробовать диагностировать эти неисправности самостоятельно. Реле на холодильниках Liebherr смонтировано рядом с мотор-компрессором и доступно непосредственно со стороны задней стенки.

Если снять пластмассовую крышку, то можно осмотреть детали устройства. Контактные группы можно зачистить мелкой шкуркой. Следует также проверить исправность возвратной пружины.

Снятие реле Liebherr

Если после зачистки контактов устройство не заработало, следует вывинтить винты крепления, расположенные в углах прибора, отсоединить подводящие провода и заменить реле. Новое реле нужно установить точно в таком же положении, что и старое. Нарушение ориентации приведет к тому, что контакты не будут уходить вниз под действием силы тяжести.

Если вы не уверены в своих знаниях электротехники, лучше не рисковать и все-таки вызвать мастера. Стоимость ремонта в сервис-центре, как правило, все-таки ниже, чем цена всего холодильника.


Смотрите также